Содержание:
- Что мы знаем о появлении подсвечников
- Старинные подсвечники в Древней Греции и Индии
- Подсвечники во времена Средневековья
- Канделябры в эпоху Возрождения
- Подсвечники в 18 веке
- Как изменились подсвечники с 19 века
- Основные виды подсвечников сегодня
- Несколько советов по выбору подсвечников и канделябров для интерьера
- Роль канделябров в декоре сегодня
Подсвечники и канделябры, сделанные с высочайшим уровнем мастерства, связывали всегда практичность и красоту. Они были источником света и показателем статуса для наших предков. Сейчас для коллекционеров эти украшения интерьера служат порталами назад во времени, отражающими эволюцию ремесел, культур. В этой статье поговорим о различиях разных эпох, а также посоветуем, как выбрать лучший экспонат в свою коллекцию.
Что мы знаем о появлении подсвечников
Первые канделябры появились одновременно со свечами — они использовались в ритуалах, символизируя возрождение. В Древнем Египте и Греции они имели как практическое, так и эстетическое значение. А римляне в свою очередь добавили к ним элементы помпезности, создав уникальный стиль, вдохновляющий следующие поколения.
Современные же канделябры разнообразны по форме и материалам, от классических моделей до современных интерпретаций. Но теперь это не столько необходимые дополнения к источнику света, сколько элементы декора, помогающие создать романтику или уют.
Первый красивый подсвечник: где он родился
В культуре древних египтян подсвечники были символом небесного порядка, обновления и божественной защиты. В представлении древних египтян огонь был не физическим явлением — он был носителем вечной энергии, протекающей между мирами живых и бессмертных.
Согласно мифам, бог солнца Ра пришел к людям, когда им было сложно, чтобы выручить их, помочь с проблемами. Он приходил к народу из цветка лотоса, в центре которого горел огонь. Лотос был символом жизни, олицетворением солнца в культуре Древнего Египта. Ставя подсвечники в виде лотоса, египтяне таким образом возводили культу величественном божестве. Подсвечники делали из травы, глины и дерева.
Однако еще одна цивилизация борется за первенство в изобретении известного всем подсвечника. Одной из первых народностей, которые начали пользоваться канделябрами, были этруски. Тут изделия отличались высоким, полутораметровым стержнем. Верхняя часть стержня имела фиксаторы для установки свечей или чашу, в которую заливалось масло. В нижней части канделябр имел три ножки, которые заканчивались звериными лапами.
Старинные подсвечники в Древней Греции и Индии
Древние Греки также потрудились над удобством подсвечников, используя разнообразные ткани, чтобы создать различные утонченные фигуры и вензеля. В Древней Греции светильники из обожженной глины развивались под влиянием культуры Малой Азии. Изделия были украшены фигурами богов, мифических существ, разнообразными растительными и животными мотивами.
В Индии, наоборот, подсвечники изготавливались из сахарного тростника и других доступных растительных материалов. Украшены они зачастую были фигурами змей, кобр. Эко-подсвечники были доступнее, были менее символичнее, однако о них наша цивилизация знает не так много, как о видах из камня, латуни или бронзы.
Подсвечники во времена Средневековья
В Средние века канделябры были символом статуса и использовались преимущественно в домах знати или храмах. С X века они начали изменяться. Особенно это видно в христианских церквях, где появились «пасхальные канделябры» — монументальные колонны с библейскими изображениями. Высота их могла достигать нескольких метров, как в базилике Сан-Паоло-фуори-ле-Мура.
Одним из самых известных средневековых канделябров является светильник Вольфрама, расположенный в Эрфуртском соборе, который датируется около 1160 годом. Бронзовая скульптура в форме молящегося человека с поднятыми руками — это одна из старейших и крупнейших подсвечников в этот период.
Канделябры в эпоху Возрождения
В Средневековье подсвечники использовались преимущественно в храмах и домах состоятельных людей. Однако в эпоху Ренессанса их декоративный потенциал был раскрыт на новом уровне. В эту эпоху художники начали создавать более разнообразные и привлекательные предметы, включая канделябры, которые стали важной частью интерьера богатых домов, особенно в Италии.
Мастера использовали разные темы, включая античные мифы или библейские сюжеты, а также создавали фигурные канделябры с изображениями людей, животных и богов. Эти подсвечники, покрытые позолотой, украшенные изысканными деталями, стали символом роскоши, художественного мастерства эпохи Ренессанса.
Подсвечники в 18 веке
В XVII-XVIII веках, когда было барокко, а также классицизм в истории декоративно-прикладного искусства, под влиянием Людовика XIV осваивалось изготовление утонченных «осветительных приборов». Они включали в себя люстры, канделябры, которые приобрели новые формы, такие как жирандоль. Классицизм привнес строгие, но изысканные линии, отражающие идеи порядка, разума, в то время как барокко добавило динамичности и роскоши, заставляя предметы сверкать, переливаться.
С развитием рокайльного стиля канделябры стали более женственными и камерными, что проявилось в использовании мотивов морских раковин, изящных изгибов. Эти изменения в дизайне светильников подчеркивали чувственность и элегантность, что сделало канделябры важным элементом интерьера.
Как изменились подсвечники с 19 века
В XIX веке производство подсвечников значительно развилось благодаря новым технологиям, разнообразию материалов — появились чугун, кованое железо, мрамор, алебастр. Во второй половине века начали использовать более хрупкие материалы: стекло, хрусталь, фарфор. Дизайн подсвечников также изменился: изделия стали более лаконичными, функциональными, с небольшими формами и широкими поддонами, которые предотвращали стекание воска на другие поверхности.
Основные виды подсвечников сегодня
Подсвечники можно разделить по классам по дизайну основания, форме и количеству отверстий для свечи. Также по видам, которые можно разделить на группы:
- Керамические подсвечники
- Кухонные подсвечники
В то время как слово подсвечник означает поверхность, на которой ставят только одну свечу, обычно они изготавливаются из различных материалов в разных формах, таких как:
- Ювелирные изделия
- Фарфор
- Металлы
- Стекло
Подсвечники с широким основанием чаще всего ставят на тонкие подставки или на пол. Большой подсвечник отличается широким основанием и центральным стержнем, к которому крепятся несколько более тонких подсвечников, украшенных подвесками, а также верхними коронами с кристаллами. Напротив, канделябр с ножками состоит из сложной конструкции. Подсвечники ставят на столы или на стены, а общие залы оформляют роскошными аксессуарами, так как они требуют обильного освещения и отличного вкуса.
Несколько советов по выбору подсвечников и канделябров для интерьера
Подсвечники могут служить эффектным декором, добавляя стиль и атмосферу в любое пространство. Они могут стать центром внимания даже без зажженных свечей, придавая комнате яркие акценты и оригинальность. Разные типы свечей требуют соответствующих подсвечников, чтобы подчеркнуть их форму и удобству, от чайных до конических.
Выбирая подсвечник, учитывайте стиль интерьера. Для современного подойдут минималистичные и простые формы, в то время как элегантный декор требует более утонченных и гармоничных решений. Романтические элементы, такие как канделябры с золотой отделкой, создают атмосферу уюта, а эклектичный стиль позволяет миксовать самые различные формы и цвета для создания уникального образа.
Вы можете ощутимо разнообразить пространство с помощью подсвечников. Кластеры свечей могут оживить темные углы, а наборы из трех подсвечников создают гармоничный вид. Дизайнеры также рекомендуют использовать контрасты, сочетая раритетные канделябры с современными стилями, такими как модерн и минимализм, что придаёт интерьеру уникальность и шарм. Однако, помните, что надо периодически очищать подсвечники от пыли.
Как очистить подсвечник
Удалите пыль с канделябра мягкой кистью или тряпкой, пройдясь по узорам. Смочите ткань в тёплой воде с мылом и аккуратно очищайте поверхность. Затем быстро высушите изделие сухой тряпкой, не спеша.
Роль канделябров в декоре сегодня
Канделябры вновь становятся популярными в интерьере благодаря разнообразию материалов и стилей, от антикварных до современных. Они могут быть выполнены из хрусталя, мрамора, чугуна. Антикварные же модели особенно ценятся за их способность дополнить интерьер, создавая атмосферу уюта и элегантности.
Выбор канделябров должен соответствовать стилю интерьера: для барокко подойдут модели с фигурами, для ампира — хрустальные, а для классики и современного стиля — керамические или фарфоровые.